Организатор
 
Министерство промышленности и торговли РФ
     
При участии:

Министерство обороны РФ

Министерство иностранных дел
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Правительство Санкт-Петербурга

АО "Рособоронэкспорт"
     
 Устроитель:
 
ООО "Морской Салон"
   

развернуть

Пресса об МВМС-2009


РЯД НОВЫХ СТРАН ПРОЯВИЛИ ИНТЕРЕС
К РОССИЙСКИМ КОРАБЛЯМ

Ряд новых стран выразили интерес к приобретению российских кораблей после знакомства с проектами ЦМКБ "Алмаз" на Международном военно-морском салоне (МВМС-2009) в Санкт-Петербурге. Об этом сообщил главный конструктор - генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко. "Это был конкретный разговор о количестве закупок", - подчеркнул он.
«Кроме традиционных наших партнеров, - а это Китай, Индия, Вьетнам - нашими кораблями заинтересовался ряд новых заказчиков, - сказал Александр Шляхтенко. Он уточнил, что «это больше чем Африка и Азия». Это новые страны, которые когда-то были нашими партнерами, потом они в какой-то момент не нуждались в нашей продукции, но многие возвращаются. Что касается кораблей класса "корвет" - это, в первую очередь Вьетнам, Индонезия - по этим странам переговоры не прекращались", - пояснил он. По его словам, заинтересованность выразили Гана, Катар, Танзания, Шри-Ланка и ряд других стран "Сирия вернулась, они очень интересуются", - добавил он. Среди потенциальных заказчиков, отметил Шляхтенко, есть и европейские государства, в частности, Италия. Интерес этих стран связан преимущественно с небольшими морскими кораблями, указал руководитель ЦМКБ "Алмаз".
Закладка двух пограничных сторожевых катеров проекта 10412 типа "Светляк", предназначенных для министерства обороны Вьетнама, состоялась 26 июня на судостроительной фирме "Алмаз". Представители минобороны Вьетнама, "Рособоронэкспорта", судостроительной верфи прикрепили к секции корпуса корабля закладную доску.
Как сообщил генеральный директор фирмы "Алмаз" Леонид Грабовец, строительство обоих катеров должно завершиться в 2010 г. В 2002 г. "Алмаз" уже построил два "Светляка" для Вьетнама. По результатам их эксплуатации ВМС Вьетнама решили заказать на российской верфи еще два аналогичных корабля.
СКР проекта 10412 обладают высокой мореходностью, могут идти при волнении моря в 7 баллов. Их скорость - около 30 узлов. На борту смонтированы пушка, зенитные пулеметы. Экипаж - 28 чел.
Корабли проекта 10412 заказаны также Словенией. За время существования судостроительной фирмы здесь построено на экспорт и передано иностранным заказчикам более 1000 катеров и малых кораблей.
Основные сферы деятельности ЦМКБ «Алмаз» - проектирование скоростных ударных катеров, десантных кораблей на воздушной подушке, скоростных патрульных кораблей и катеров.

Источник: АРМС-ТАСС, 29.06.09. Информационное издание «Военно-техническое сотрудничество, №26 (667) 29 июня - 5 июля 2009 года

 

Мнение эксперта о российском военном судостроении

Прошедший в Санкт-Петербурге Военно-Морской Салон «МВМС - 2009» стал настоящим смотром достижений российских кораблестроителей и проектировщиков и позволил говорить, что 2007-2008 гг. стали точкой отсчета новой эры в развитии ВМФ России. Крупнейшим участником салона стала «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК), в которую входят основные предприятия судостроительной отрасли - «Северная верфь», Балтийский завод, конструкторское бюро «Айсберг». А настоящей звездой салона построенный на верфях ОПК корвет проекта 20380 «Стерегущий». В 2008 г. он вошел в боевой состав ВМФ России. О значении этого события для отечественного флота и о перспективах военного кораблестроения рассказал директор проекта «Судостроение» в ОПК Андрей Фомичев.

В чем уникальность корвета «Стерегущий»?
Прежде всего проект 20380, к которому относится «Стерегущий», не является «перелицовкой» старых советских чертежей. Этот проект был разработан практически с нуля в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» уже в новой России. В процессе конструирования корабля был внедрен 21 патент на изобретение и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. В корвете используются технологии «стелс», делающие его незаметным для средств обнаружения потенциального противника. Высокая автоматизация систем управления корветом и ведения огня позволяет сократить число экипажа. Наконец, «Стерегущий» оснащен самым современным оружием в основном российской, а не советской разработки. Это вооружение, включая палубный вертолет, позволяет корвету успешно поражать надводные, подводные, воздушные и береговые цели, вести боевые действия в составе ударной группы или самостоятельно, в том числе против кораблей противника более тяжелых «весовых» категорий.

Каковы планы по дальнейшему строительству таких корветов?
«Стерегущий», разумеется, не единичный «продукт». Он является головным кораблем серии корветов проекта 20380. На верфях Объединенной промышленной корпорации размещен госзаказ на продолжение данной серии корветами «Сторожевой», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Три корабля уже строятся и находятся в разной степени готовности.
Адмирал Владимир Высоцкий, главком ВМФ России, сказал, что корветы морской зоны типа «Стерегущего» составят основу ВМФ России до 2030 г. По оценке руководства ВМФ, отечественному флоту необходимо несколько десятков новых корветов. Иными словами, сдача «Стерегущего» заказчику положила начало не просто серийному производству надводных кораблей в новой России, а крупносерийному производству.

А как выглядит корвет по сравнению с зарубежными аналогами?
«Стерегущий» - корабль уникальный по техническим и боевым характеристикам не только для российского ВМФ. У проекта 20380, по которому строят корабли для ВМФ, имеется экспортный вариант - проект 20382 «Тигр». Он вызывает огромный интерес у инозаказчиков. По оценкам зарубежных специалистов, у кораблей проекта 20382 нет и в обозримом будущем не появится конкурентов в их классе на глобальном рынке вооружений. Поэтому экспортный потенциал корветов «Тигр» оценивается очень высоко - от нескольких миллиардов до десятков миллиардов долларов.

Означает ли это, что Россия получит новые конкурентные преимущества на мировом рынке оружия?
Безусловно! До последнего времени в рамках военно-технического сотрудничества Россия поставляла зарубежным клиентам в основном добротное модернизированное оружие советской разработки. Конкуренты России за рубежом ожидали, что уже в следующем десятилетии потенциал модернизации будет полностью исчерпан. Тогда, по их представлениям, Россия начала бы терять партнеров по ВТС и постепенно ушла бы с рынка вооружений. Создание «Стерегущего» и разработка его экспортного варианта означают, что у Российской Федерации начинают появляться высококонкурентные «военные товары» для инорынков, отвечающие требованиям 21 века. Они не только обеспечат России сохранение ее нынешних позиций в глобальной системе торговли вооружениями, но скорее всего, приведут к расширению роли нашей страны в глобальном военно-техническом сотрудничестве.

По каким еще направлениям работает Объединенная промышленная корпорация в сфере военного кораблестроения?
Предприятия ОПК на сегодняшний день являются флагманами оборонно-промышленного комплекса: они выполняют 75 % программы надводного военного кораблестроения. За последний год, кроме «Стерегущего», ОПК передала в состав ВМФ РФ три корабля. В 2008 г. Федеральная служба по оборонному заказу (Росооборонзаказ) утвердила судостроительный завод «Северная верфь», входящий в ОПК, в качестве единственного поставщика корветов проекта 20380 и катеров проекта 21270. На сегодняшний день только это предприятие отрасли трижды включено в реестр единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Кроме того, верфи ОПК акцептованы Федеральным Агентством по промышленности и «Рособоронэкспортом» по 10 направлениям военно-технического сотрудничества как потенциальный подрядчик по разным заказам и для разных стран.
Верфи «Объединенной промышленной корпорации» продолжают строительство для отечественного флота океанского фрегата проекта 22350 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков»,строят головное судно связи, катер спецназначения. В настоящее время производится модернизация нескольких кораблей для ВМФ Алжира. На прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Военно-морском салоне главком Высоцкий заявил о намерении государства заказать в этом году на верфях ОПК еще один фрегат.

Столь масштабные перспективы наверняка заставляют задуматься о модернизации и наращивании производственных мощностей.
По оценкам экспертов, России необходимо иметь около 70 надводных кораблей дальней океанской зоны. Уже сейчас верфи ОПК имеют достаточно мощностей для увеличения программы по государственному оборонному заказу как минимум в 3 раза. Несмотря на это, ОПК уже приступила к масштабной модернизации и расширению производств. Стратегической целью ОПК является создание современной, соответствующей мировым стандартам компакт-верфи, позволяющей выпускать весь продуктивный ряд крупнотоннажных морских судов дедвейтом до 300 тыс. тонн и военных кораблей практически любого класса. Специализация объединенной верфи в области гражданского судостроения - строительство наукоемких, технически сложных судов для обеспечения разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья в осваиваемых на континентальном шельфе нефтяных и газовых месторождений. Кстати, боевые корабли, построенные верфями ОПК, также могут быть задействованы в реализации шельфовых проектов: «Морская доктрина Российской Федерации» прямо возлагает на ВМФ ответственность за охрану ближней морской зоны, включая обширные районы российского шельфа.

Как видно, предприятия ОПК не страдают от отсутствия заказов. Однако некоторое время назад была информация, что по итогам 2008 г. «Северная верфь» понесла убытки. С чем это связано?
Отраженные в бухгалтерии отчетности предприятия убытки носят технический характер и связаны с переоценкой обязательств в иностранной валюте, а именно кредитов российских банков. Это вызвано резким снижением курса рубля к доллару и евро. «Серверная верфь» привлекает валютные кредиты будет осуществлено за счет поступлений валютной выручки. Однако ожидаемые поступлений валютной выручки. Однако ожидаемые поступления по контрактам не отражаются в отчетности и не переоцениваются. Поэтому при росте курсов валют в отчетности предприятия и возникает убыток.

А каковы перспективы финансирования кораблестроительного гособоронзаказа в нынешних непростых экономических условиях?
Максимально конкретно об этом сказал вице-премьер Сергей Иванов на недавнем салоне. По его словам, программа по созданию корветов и фрегатов в России активно воплощается в жизнь и будет в полном объеме профинансирована без задержек.


Источник: «Известия», 03.07.09. Артем Островский

 

МВМС-2009 на фоне успехов и проблем.

 

ВОПРЕКИ ПЕССИМИСТИЧЕСКИМ ПРОГНОЗАМ IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН (МВМС) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НЕ ПРОСТО СОСТОЯЛСЯ, А ПРОШЕЛ ОЧЕНЬ ДАЖЕ УСПЕШНО, ЗАМЕТНО ПРИБАВИВ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДШЕСТВЕННИКАМИ. И ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ – «ПРИБАВКА» ЭТА ПРОИЗОШЛА НЕ СТОЛЬКО ЗА СЧЕТ НАРАЩИВАНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЭКСПОНЕНТОВ, СКОЛЬКО ЗА СЧЕТ КАЧЕСТВА МЕРОПРИЯТИЙ, ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Юрий МАКАРОВ
Александр МОЗГОВОЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - МОСКВА

Во-первых, салон стал, действительно, международным. Уже на МВМС-2007 число зарубежных участников стало более заметным. На салоне же этого года из более 340 предприятий и организаций, представленных на МВМС, почти 70 были зарубежными. Крупные стенды были у таких известных фирм, как DCNS, Sagem, Thales, MTU, Atlas Elektronik, AVEVA и ряда других. Еще недавно на верфях индийской компании Goa Shipyard по лицензии строились ракетные катера проекта 1241РЭ «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз», а представители этого предприятия приезжали в Санкт-Петербург в качестве гостей. Теперь фирма стала участником салона. Она демонстрировала и предлагала потенциальным заказчикам широкую номенклатуру патрульных катеров и кораблей, корветов и учебных судов. Такие корабли и катера уже строятся для ВМС и Береговой охраны Индии. Сейчас они продвигаются и на международный рынок.

На салоне велись плодотворные переговоры о совместных проектах и сотрудничестве между российскими предприятиями и организациями с зарубежными партнерами. Сошлемся на статистику, которую приводит в своем отчете ФСВТС. В рамках салона состоялись официальные переговоры: с участием главнокомандующего ВМФ РФ - 12, с участием должностных лиц ФСВТС России - 8, с участием представителей ФГУП «Рособоронэкспорт» - более 30. Заместителем директора ФСВТС России Вячеславом Дзиркалном были проведены встречи с командованием ВМС Индонезии, Шри-Ланки, Катара, представителями официальных делегаций Омана и Индии, в ходе которых обсуждались состояние и перспективы военно-технического сотрудничества России с этими государствами. ФГУП «Рособоронэкспорт» и компания Thales подписали меморандум о развитии сотрудничества по военно-морской тематике: оба предприятия объединят усилия по продвижению на мировой рынок военно-морской техники. Впервые в ходе МВМС была организована работа Ассоциации военно- морских атташе в России.

Но, конечно же, основной объем встреч состоялся на стендах предприятий. Как сообщил нам генеральный директор - генеральный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко, к разработкам бюро проявили интерес многие зарубежные гости салона: и те, кто давно являются партнерами «Алмаза», и те, кто прежде не вел переговоров с ЦМКБ. В их числе Шри-Ланка, Гана, Катар, Танзания. Приходили и представители ВМС ряда стран, которые когда-то приобретали в СССР ракетные, торпедные и патрульные катера «Алмаза», а потом по разным причинам не могли продолжать сотрудничество. Теперь они снова обращаются к российской фирме с предложениями о восстановлении связей.

Та же картина наблюдалась и на стенде Зеленодольского ПКБ. Как признался генеральный директор этой проектной организации Леонид Шарапов, у него просто не осталось времени для осмотра большей части экспозиций. Практически в режиме «нон-стоп» проходили переговоры с потенциальными зарубежными заказчиками, которых, прежде всего, интересовали фрегаты семейства «Гепард» и малые ракетно-артиллерийские корабли «Торнадо». Кроме того, руководитель ЗПКБ много времени уделил организационным вопросам подготовки первой конференции «Современные технологии создания конкурентоспособной морской техники», которая при поддержке правительства Республики Татарстан и Объединенной судостроительной корпорации намечено провести 18-20 ноября этого года в Казани.

На стенде Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) можно было наблюдать, как генеральный директор этого предприятия Владимир Середохо подписывает контракты с зарубежными партнерами. Руководители СНСЗ, взявшие курс на тотальную модернизацию производства, не отклоняются от избранной стратегии. В числе подписанных контрактов - соглашение с фирмой AVEVA о приобретении у этой компании программных продуктов, которые позволят заводу быстрее и с высоким качеством вести технологическую подготовку к производству современных корабельных и судовых конструкций из композитных материалов. СНСЗ - первое судостроительное предприятие в России, которое получит эти программные продукты, прежде применявшиеся только в авиакосмической промышленности.

Зарубежные гости практически не могли пройти мимо стенда НПО «Аврора». И не только потому, что он располагался, что называется, на юру. Он привлекал внимание тем, что, сидя за пультом интегрированной системы управления малыми скоростными кораблями (ИСУ-МСК), можно было представить себя командиром современного корабля. Кстати, у ИСУ-МСК задержались и заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов, и главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий.

Присутствие, точнее - активная работа этих и других высокопоставленных лиц на салоне, а в их числе были министр транспорта Игорь Левитин и заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров, - вторая составляющая успеха МВМС-2009. Прежде высокие московские начальники почему-то обходили петербургскую военно-морскую выставку стороной. Только в 2003 г. тогдашний премьер Михаил Касьянов посетил первый салон, и то в последний день его работы. Но лучше бы он этого не делал, поскольку именно в этот день предполагалось открыть выставку для широкой публики, но по причине обеспечения безопасности главы правительства тысячи жителей города на Неве были лишены возможности побывать на красочном празднике военно-морской техники.

Адмирал Владимир Высоцкий нарушил дурную традицию непосещения салона главкомами ВМФ РФ. На прежних выставках порой складывалась просто скандальная ситуация. В Санкт-Петербург приезжали главкомы ВМС иностранных государств, а вот российского не было.
Несомненно, присутствие Сергея Иванова и Владимира Высоцкого подняло авторитет салона. Они побывали не только в павильонах и на стендах ряда предприятий, но и на борту российских и иностранных кораблей. Последних стало заметно больше в Гавани. Если на салоне 2007 г. гостем был только один испанский фрегат Blas de Lezo, тот в этот раз у стенки Морского вокзала ошвартовались английский фрегат St Albans и два французских тральщика-искателя мин. По неизвестным причинам не пришел ранее планировавшийся испанский минно-тральный корабль. Зато прибыл голландский десантно-вертолетный корабль-док Johan de Witt. Однако в Гавани он не поместился (его полное водоизмещение - 16680 т, длина - 176,4 м), поэтому корабль ошвартовался на Неве у набережной лейтенанта Шмидта.


Прибытие целой иностранной флотилии - тоже свидетельство успеха салона этого года. Недаром на его открытии губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сказала: «Мы рады, что сбываются мечты Петра Великого - все флаги в гости к нам».
Наконец, важнейшей составляющей деятельности МВМС-2009 стало участие в салоне Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая впервые выступила «единым фронтом», продемонстрировав возможности 31 своего предприятия, среди которых такие гиганты отрасли, как Севмаш и Адмиралтейские верфи, а также ведущие конструкторские бюро. Но формирование крупнейшего в России судостроительного объединения еще не завершено. Как заявил на салоне президент ОСК Владимир Пахомов, «в настоящее время мы работаем над расширением нашей корпорации, мы будем присоединять еще КБ и предприятия Поволжья и юга нашей страны».

Более подробно об этом на пресс-конференции рассказал первый вице-президент ОСК Юрий Цветков. По его словам, в настоящее время прорабатывается несколько вариантов включения в корпорацию 13, 16 или 20 предприятий. Какой вариант будет одобрен правительством, пока не известно. Однако уже ясно, что в ОСК будут включены Астраханское предприятие «Лотос», Московский судостроительный завод, Туапсинский судостроительный завод и Новороссийский судоремонтный завод. В свою очередь руководитель департамента перспективного развития ОСК Валерий Венков сообщил, что через пять-шесть лет корпорация планирует построить в Кронштадте новую верфь за счет вывода из центра Санкт-Петербурга мощностей гражданского судостроения Адмиралтейских верфей. Стоимость сооружения этого объекта, чей проект будет разрабатываться с участием специалистов из Южной Кореи, оценивается примерно в $1 млрд.
Ну, а теперь остановимся, хотя бы коротко, на новинках и событиях МВМС-2009. Собственно ничего принципиально нового на салоне показано не было, а если и показывалось, то преимущественно как-то невыразительно. В этом смысле отечественным экспонентам надо учиться у зарубежных коллег. Например, ЦМКБ «Алмаз» продемонстрировало модель новой версии ракетного катера «Катран». На наш взгляд, у него очень хорошие экспортные перспективы, поскольку он относительно дешев, а ударные возможности его велики. В условиях кризиса, когда все государства в большей или меньшей степени вынуждены секвестрировать свои военные бюджеты, на такие катера - повышенный спрос. Но обнаружить новый «Катран» среди моделей других известных алмазовских кораблей было нелегко. Он просто терялся среди них.

Тоже можно сказать и о новой версии малого ракетно-артиллерийского корабля «Торнадо» с противокорабельными ракетами «Яхонт» разработки Зеленодольского ПКБ. На стенде ЗПКБ трудно было заметить и инновационный проект этого бюро - модель судна с аутригерами (подробнее см. журнал Национальная оборона» № 6/2009), которое может служить базовой платформой для создания целого семейства военных кораблей и гражданских судов.
Будь на месте «Алмаза» или ЗПКБ французские DCNS или CMN, то они сумели бы показать товар лицом: поставили бы модели на видное место, подсветили бы самым выгодным образом. Ведь важно не только создавать хороший товар, но и красиво «упаковывать» его.
Пример из того же ряда - универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК) 3Р-14 разработки Концерна «Моринформсистема-Агат». Его система управления позволяет поражать морские, береговые и подводные цели. Для надводных кораблей среднего и большого водоизмещения комплекс чрезвычайно важен. На стенде концерна имелся макет УКСК, но получить какие-либо материалы о нем было трудно.

Вообще, вооруженцы были представлены на салоне скромно. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», которая прежде имела на салоне внушительную экспозицию, была представлена только изделиями ГНПП «Регион». Конечно, это предприятие знаменито своей бесподобной скоростной подводной ракетой «Шквал», а сейчас поставляет флоту не имеющий аналогов противоторпедный и противолодочный комплекс «Пакет-Э/НК», но противокорабельные ракеты «Радуги» и головного предприятия КТРВ, несомненно, тоже украсили бы салон и привлекли внимание зарубежных гостей.

Екатеринбургское НПП «Старт» показало модульную пусковую установку 3С90Э.1 для корабельного ЗРК «Штиль-1». Из нее можно вести стрельбу зенитными ракетами с интервалом всего 2-3 секунды, что дает возможность с большой вероятностью поразить цель. Как сообщил нам генеральный директор НПП «Старт» Геннадий Муратшин, модульная пусковая установка успешно прошла испытания и ждет установки на корабли.
Другое корабельное зенитное средство, которое разместилось на открытой площадке МВМС-2009, неизменно привлекало внимание посетителей и гостей выставки. Речь идет о 30-мм двухавтоматной артиллерийской установке АК-630М-2 «Дуэт» «Туламашзавода». Два года назад, на МВМС-2007, ее тоже выставили, точнее пытались выставить. На разрешительных документах тогда не хватило одной подписи. Установку спешно демонтировали и увезли, хотя ее фото попали в средства массовой информации. У «Дуэта» масса достоинств даже в сравнении с близким прототипом - «Роем». Темп стрельбы из двух стволов достигает сумасшедшей величины - 8000-10000 выстрелов в минуту. Дабы избежать перегрева стволов, огонь может вестись непрерывно, но поочередно из двух стволов. То есть всегда есть возможность добить цель, что чрезвычайно важно при отражении атак низколетящих противокорабельных ракет. Цифровой электропривод позволяет моментально реагировать на указания различных радиолокационных и оптикоэлектронных систем управления (кстати, на выставке установка АК-630М-2 регулярно демонстрировала свою «гибкость», словно волчок, вертясь вокруг оси, быстро поднимая и опуская стволы). Кроме всего прочего, «Дуэт» «упакован» в башню малозаметной архитектуры, а стволы - в «стелсовские» кожухи. По мнению заместителя генерального конструктора КБ «Аметист»» и одного из авторитетнейших специалистов в области корабельной артиллерии Юрия Гладких, «Дуэт» на сегодняшний день - самая эффективная в мире артиллерийская установка обороны ближнего рубежа.
На салоне стало известно, что ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» заключили договоры на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и освоению новых технологий на стане «5000» для производства современных и перспективных сталей для судостроения и ТЭК. Это одна из знаковых примет модернизации отечественной тяжелой индустрии.

На салоне состоялась презентация новой модификации судовых дизельных двигателей ОАО «Звезда» с электронной системой впрыска топлива типа Common Rail, обеспечивающей гибкое управление процессом топливоподачи. Это способствует повышению экономичности, увеличению ресурса двигателя (по предварительным оценкам, на 25-30% будут снижены механические и термические нагрузки на детали цилиндропоршневой группы), уменьшению виброактивности и шумности (на 5 ДБ). Дизели будут удобны в эксплуатации и соответствовать экологическим параметрам российских стандартов и европейским нормам Stage IIIA.
Во время презентации генеральный директор «Звезды» Павел Плавник рассказал о новой стратегии развития предприятия. Она предусматривает курс на диверсификацию линейки продукции за счет расширения объема услуг по выполнению литья и механообработки по заказам других организаций и предприятий, а также за счет освоения в производстве новых видов продукции с использованием современных технологий машиностроения. Предпосылкой для такого решения, по словам Павла Плавника, стало то, что в России дизелестроение стремительно теряет свои рыночные позиции. Сегодня оно представляет собой разрозненную по ведомствам и форме собственности подотрасль с глобально устаревшей производственной и нормативной базой, разрушенной структурой взаимных кооперационных связей, отсутствием финансирования новых разработок. Имеет место беспрецедентное замещение отечественной техники зарубежной в военно-морском, пограничном и гражданском флоте, в подвижном составе российского железнодорожного транспорта, на рынках малой энергетики. Как отметил руководитель «Звезды», без системной государственной политики развивать такие высокотехнологичные отрасли, как дизелестроение, невозможно. Однако участие государства в развитии и поддержке дизелестроения находится практически на нулевом уровне.
Один из присутствовавших на презентации в этой связи заметил, что «шел на свадьбу, а попал на похороны». Мы спросили Павла Гарьевича, означает ли им сказанное, что «Звезда» фактически сворачивает свой дизелестроительный бизнес в связи с тем, что проиграла конкурентную борьбу с зарубежными фирмами?
- Да, - ответил руководитель «Звезды». - Если дела и дальше будут идти таким образом, как и сейчас, то к 2015 г. отечественное дизелестроение умрет.
Думается, генеральный директор «Звезды» умышленно драматизировал ситуацию, дабы привлечь внимание к действительно трудной ситуации, сложившейся в этой подотрасли отечественного двигателестроения. Ведь, во всяком случае, пока «Звезда», отметил П. Плавник, «в полной мере сохраняет поддержку ранее разработанной продукции. Текущие и будущие заказы на традиционную продукцию (судовые двигатели и передачи, двигатели для железнодорожного транспорта, аварийно-резервные электростанции, включая государственный оборонный заказ) остаются обязательной частью номенклатуры предприятия».
К слову сказать, на салоне отечественное дизелестроение было представлено достаточно широко. Свои двигатели, в том числе и новые модели, показывали Коломенский завод, «Дагдизель» и другие предприятия. Однако их представители признавали, что подотрасль находится в весьма сложном положении. На наш взгляд, присутствие зарубежных производителей дизелей на российском рынке - положительное явление. Та же «Звезда» успешно сотрудничает с итальянской фирмой CRM S.p.a. Motori Marini. Однако нельзя не забывать и о «подводных камнях» такого взаимодействия. Достаточно вспомнить недавний эпизод с фирмой Pratt&Whitney Canada, которой Экспортный комитет США запретил поставлять двигатели PW-127 для нового российского вертолета Ми-38. Поэтому присутствие зарубежных компаний на российском рынке должно балансироваться продуманной поддержкой российских двигателестроителей.

Тема зарубежной «экспансии» на отечественном военно-морском рынке затрагивалась и на пресс-конференции, в которой принял участие главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий. По его словам, он не исключает закупку кораблей за рубежом. Кое у кого это заявление вызвало негодование. Мол, командование флота уже не доверяет своим судостроителям, а приобретение кораблей у иностранных фирм приведет к стагнации отрасли. Думается, это крайняя точка зрения. Достаточно напомнить, что весьма широкая международная кооперация существовала и в советские времена. В основу проектов первых советских эсминцев и крейсеров были положены итальянские проекты, на итальянских верфях были построены знаменитый лидер «Ташкент» и пограничные сторожевые корабли, несшие службу на Дальнем Востоке до середины 50-х годов. Подводные лодки IX-бис серии, так называемые «сталинцы», - лучшие советские субмарины Великой Отечественной войны - имели немецкое происхождение. А в годы войны значительная доля корабельного состава ВМФ СССР приходилась на торпедные катера, большие морские охотники, тральщики и эскортные корабли, полученные от союзников по ленд-лизу. Да и в послевоенную эпоху десантные корабли и вспомогательные суда для ВМФ СССР строились преимущественно на польских и финских верфях. Добротно «скроенные» малые противолодочные корабли проекта 1331М постройки ГДР по сей день успешно несут службу на Балтике. А перечень примеров использования и «заимствования» зарубежных образцов оружия и вооружения еще более обширен.
Международная кооперация в сфере военно-морской техники необходима, иначе огромные средства придется тратить на «изобретение велосипеда». Однако при всем этом к приобретению за рубежом кораблей и комплектующих стоить подходить крайне осторожно и взвешенно. Да и не стремится, как представляется, командование ВМФ РФ «переводить стрелки» на закупки у иностранных фирм. Напротив, как заявил Владимир Высоцкий, «несмотря на ситуацию (финансово-экономический кризис - Прим. редакции), мы наоборот количество вводимых, построенных кораблей будем только увеличивать. И с каждым годом их будет все больше и больше».

Российская военно-морская техника востребована и за рубежом. Если в последние два года ее доля в общем объеме продаж ФГУП «Рособоронэкспорт» составляла 10%, то в этом она увеличится до 15%, а портфель заказов на ВМТ составляет несколько млрд. долларов. Об этом сообщил глава делегации ФГУП «Рособоронэкспорт», начальник департамента ВМФ этого предприятия Олег Азизов. Наибольшим интересом у потенциальных заказчиков пользуются ракетные и скоростные патрульные катера, десантные корабли на воздушной подушке, фрегаты и корветы, а также подводные лодки. Как отметил Олег Азизов, до 2015 г. может быть реализовано до 30-40 подводных лодок проекта 636 и типа «Амур-1650» разработки ЦКБ МТ «Рубин» с интегрированной системой ракетного оружия Club-S ОКБ «Новатор». Руководитель военно-морского подразделения «Рособоронэкспорта» подтвердил намерение российской стороны участвовать в тендере на поставку шести дизель-электрических подводных лодок ВМС Индии.

На выставке внимание зарубежных специалистов привлекали также разработки малых подводных лодок СПМБМ «Малахит», предназначенных для обороны и охраны прибрежных вод, а также для антитеррористических операций. Их привлек и новый авиатранспортабельный спасательный глубоководный аппарат проекта 18271 «Бестер-1», созданный специалистами нижегородского ЦКБ «Лазурит».
С некоторыми отечественными образцами военно-морской техники можно было познакомиться в Гавани и у причала Морского вокзала. Там стояли сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540, корвет «Стерегущий» проекта 20380, ракетный катер проекта 12411 и скоростной патрульный катер проекта 12200 «Соболь». Широко был представлен и малотоннажный флот, который во всем мире переживает эпоху бурного роста в связи с необходимостью охраны портов, баз, приморских объектов и городов от вылазок террористов. «Малыши» активно используются для борьбы с браконьерами, наркоторговцами, контрабандистами и для специальных операций (подробнее см. журналы «Национальная оборона» №4/2008 и №5/2009). Охтинская верфь, чьими основными заказчиками являются МЧС, Пограничная служба ФСБ и другие силовые ведомства показала многофункциональные алюминиевые катера: «Охта 650» с жестконадувным привальным брусом, «Охта 1000» с рубкой в центральной части корпуса и «Аляска 275», предназначенный для эксплуатации в северных районах. В зависимости от комплектации эти катера развивают скорость от 30 до 45 узлов.
Жестконадувную лодку БЛ-680 и рабочий катер с надувным бортом БЛ-820 демонстрировала на салоне фирма «ПКФ Мнев и К». Катер БЛ-820, имея грузоподъемность 1,5 т и скорость 25 узлов, способен выполнять широкий круг задач, в том числе обеспечивать охрану кораблей и судов на стоянках и рейдах.Широкую номенклатуру малых катеров универсального и специального назначения представила судостроительная компания «Триумф», которую возглавляет признанный мэтр отечественного малотоннажного судостроения Станислав Абрамов. Среди них были две новинки. Первая - скоростной патрульный катер «Стриж - 4-1Д» полным водоизмещением 4,2 т и скоростью хода до 45 узлов. Его корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Надувной борт повышает плавучесть и устойчивость на волнении, улучшает маневренные качества. Управляется катер одним человеком, а может принимать на борт до 12. Предусмотрена возможность размещения крупнокалиберного пулемета и автоматического гранатомета АГС-17 или АГС-30. Но его главное отличие от катеров аналогичного назначения - наличие синтетического бронирования, созданного в сотрудничестве с НПО «Спецматериалы».

Другая новинка «Триумфа» - универсальный 10-тонный катер «Белая акула», развивающий 34-узловый ход. На салоне он был представлен в варианте для таможенной службы. Его экипаж - 2 человека, еще 8 - спецперсонал. Нам довелось выйти в акваторию порта на «Белой акуле». Незабываемые впечатления!

Вообще на МВМС-2009 впечатлений была масса. Ведь салон - не только деловое мероприятие, но и шоу. Особенно это подтвердилось в последний день его работы. Несмотря на пасмурную погоду, свое выдающееся мастерство еще раз продемонстрировали ассы пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи», как бы передавая эстафету от военно-морского МВМС-2009 аэрокосмическому МАКС-2009. А на Неве финишировали яхты кругосветной регаты Volvo Ocean Race. Их разноцветные паруса радугой украсили северную столицу.Но пора уже готовиться к следующему Международному военно-морскому салону. Он, как сообщил генеральный директор ЗАО «Морской салон» Михаил Золотарев, состоится 29 июня - 3 июля 2011 г. До встречи!


Источник: журнал «Национальная оборона» №8 август 2009

 

Салон прошел - контракты будут - Невское время, 30.06.2009


Международный военно-морской салон, который завершился в воскресенье, участвовавшие в нем руководители оборонных предприятий назвали успешным, причем еще до официального завершения его работы.
Хотя на самой экспозиции традиционно не проводили церемоний подписания контрактов, и вообще прямой экономический эффект его оценить трудно - по причине закрытости экспортных соглашений.
Генеральный директор ЗАО "Морской салон" Михаил Золотарев пояснил, что стоимость проведения МВМС-2009 (правда, без учета затрат Минобороны РФ) - 60-70 миллионов рублей. Как же возвращаются эти инвестиции? Они окупятся многократно, хотя и не сразу. В северной столице России проходили деловые встречи и консультации. Восемь флотских главкомов, каждый со своей командой (в том числе главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий с группой, в которой было 50 специалистов), из различных стран вели переговоры друг с другом. В МВМС-2009 приняли участие 55 официальных делегаций из 47 стран, для каждой из них была составлена индивидуальная программа визитов на предприятия и институты отрасли. Большой интерес вызвала прошедшая на полигоне "Ржевка" демонстрация артиллерийских орудий. Особенно пристально изучали пушки малого калибра - в свете борьбы с пиратами. К тому же большие корабли и мощная артиллерия для них - привилегия крупных и богатых держав, а "карманный" флот могут себе позволить и малые государства.
Начальник департамента ВМФ ФГУП "Рособоронэкспорт" Олег Азизов сказал: "Наша главная цель на МВМС - провести переговоры, чтоб мы понимали на перспективу пути развития флотов наших партнеров. Вторая цель - показать зарубежным гостям, на что способны российские компании. А для этого надо их посетить, что и было организовано".
Более шестидесяти процентов представленных на выставке изделий сконструированы или сделаны в Петербурге.
Ну а в последний день, прощаясь с городом, салон подарил северной столице праздник. Утром в воскресенье (как и в субботу, доступ на МВМС открыт) люди тянулись к Гавани, даже низкие облака не испугали их. Кстати, из-за сложных метеоусловий полеты пилотажных групп перенесли на два с половиной часа. Асы "Стрижей" и "Русских витязей" летали буквально над головами зрителей, кружились вокруг шпиля Морского вокзала. Творили кружева и поодиночке, и группами, и - самое красивое - все вместе "бриллиантом" из девяти самолетов. А напоследок салютовали салону пиропатронами.
Шоу закончилось - работа продолжается. Пятый МВМС пройдет в Петербурге 29 июня - 3 июля 2011 года
Прямая речь
Александр Шляхтенко, начальник - генеральный конструктор ЦМКБ "Алмаз":
- Мы только за два последних дня провели переговоры с 17 делегациями. К нам обращаются не только наши традиционные заказчики из Индии, КНР, Вьетнама, но и представители ряда других государств, которые много лет получали оружие из СССР и России, но потом сотрудничество с ними оборвалось. Сейчас контакты вновь налаживаются.

 

Док-шоу - Время Новостей, 01.07.2009
В Петербурге завершился Международный военно-морской салон

В минувшее воскресенье петербуржцы и гости города одновременно узнали об окончании Международного военно-морского салона-2009. Об этом возвестили пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи". Их полет чуть было не отменили из-за пасмурной погоды. Но пилоты все-таки подняли в небо над акваторией Финского залива свои машины и показали целое шоу. Похожий на гром звук, который издавали двигатели истребителей, доносился до самых отдаленных районов северной столицы.
Участниками 4-го Международного военно-морского салона стали 350 предприятий из 28 стран. Правда, как рассказал "Времени новостей" генеральный директор ЗАО "Морской салон" Михаил Золотарев, в северную столицу России прибыли только 67 зарубежных компаний.
Если сравнивать этот салон с предыдущим, который проходил в Петербурге два года назад, практически ничего не изменилось -- на стендах представлены столько же стран и компаний. Одни эксперты пеняют на кризис, другие -- на то, что количество морских держав в мире ограничено. Тематика тоже мало изменилась: кораблестроение и судостроение, энергетические установки, оружие и вооружение, морская авиация, системы навигации и управления, инфраструктура обеспечения, новые материалы и технологии.
Одно из немногих отличий МВМС-2009 -- 40% российских предприятий представлены не самостоятельно, а в составе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая официально заработала с 1 апреля этого года.
Напомним, что 100% акций этого предприятия находятся в собственности государства. В состав ОСК, являющейся, по сути, управляющей компанией, входят ведущие проектно-конструкторские бюро, такие, как "ЦКБ "Рубин", "Северное ПКБ", "Малахит", "Алмаз", а также три дочерних холдинга: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск) и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток).
И конечно, именно к работе этой корпорации было приковано внимание сотен журналистов, прибывших на МВМС вместе с официальными делегациями из 47 стран. Поэтому на пресс-конференции топ-менеджеров этой корпорации яблоку было негде упасть.
С первых же слов первого вице-президента ОСК Юрия Цветкова стало ясно, что холдинг намерен продолжать поглощение российских судостроительных предприятий. Он рассказал, что в состав ОСК в ближайшее время будут включены предприятия Южного и Приволжского округов. Руководитель департамента перспективного развития ОСК Валерий Венков уточнил: "Мы рассматриваем три варианта. Первый предполагает включить в состав корпорации 13 конструкторских бюро и предприятий, второй -- 16, а третий -- 20. Совершенно точно в наше управление перейдут государственные пакеты акций астраханского завода "Лотос", Московского судостроительного и судоремонтного завода, Туапсинского судоремонтного завода, Новороссийского судоремонтного завода, Морского судостроительного завода имени Карла Маркса (Астрахань), а также нескольких небольших предприятий, находящихся в государственной собственности".
Кроме этого Юрий Цветков рассказал "Времени новостей", что в сентябре планируется завершить процедуру присоединения четырех судоремонтных заводов Минобороны: "Предполагалось, что они войдут в корпорацию с самого начала. Но их экономическое положение было настолько катастрофическим, что сначала пришлось проводить процедуры финансового оздоровления. Сейчас этот процесс уже закончился. Начинается их акционирование".
Далее речь пошла о создании новых предприятий. И одним из первых будет верфь в Кронштадте по строительству судов для обслуживания континентального шельфа. Как пояснил "Времени новостей" руководитель проекта научно-технических разработок ОСК Игорь Захаров, создание флота специализированных судов для освоения Арктики предусмотрено федеральной целевой программой развития судостроения России: "Разработка континентального шельфа -- стратегическая задача. Переговоры о строительстве нового флота, в частности для транспортировки углеводородов со Штокмановского газоконденсатного месторождения, только ведутся. Сейчас идут проектные работы. Проект верфи в Кронштадте уже создан. И этот завод будет первым".
Дело в том, что строить его будут не с нуля. Базой нового предприятия станут мощности гражданского судостроения "Адмиралтейских верфей", которые перенесут из центра Петербурга в Кронштадт. Все это прописано в проекте, разработанном Центральным научно-исследовательским институтом технологии судостроения. Там будет крытый док длиной 600 м, сборочно-сварочное производство, корпусообрабатывающий и покрасочный цехи. Подробной разработкой верфи займутся представители Южной Кореи, опережающей Россию в кораблестроении. Они же будут проводить изыскательские работы. Реализация этих планов обойдется в 65 млрд руб., которые предполагается взять в кредит. По предварительным прикидкам, новый завод заработает в 2014--2015 годах.
Как рассказал "Времени новостей" вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, в июле правительство северной столицы примет решение об отводе земли в Кронштадте.
Но это лишь радужные планы. Пока корпорация сталкивается с серьезной проблемой кадрового голода. На предприятиях ОСК почти нет молодых специалистов, а именно, как пояснил Игорь Захаров, сотрудников в возрасте 30--50 лет. Вызывает беспокойство и квалификация кадров. "Поэтому, -- говорит г-н Захаров, -- планируется начать массовый набор выпускников технических училищ и вузов. Но для этого придется ввести систему кратковременного обучения. Хотя я сомневаюсь в эффективности таких образовательных программ. Мне кажется, что необходимо создать условия для привлечения, но не для возвращения интеллектуального потенциала из-за рубежа".
Сейчас же ОСК нужны заказы, которых пока очень мало. Ведь те проекты и корабли, которые демонстрируются корпорацией на МВМС -- неатомные подводные лодки (НАПЛ) СПМБМ "Малахит", ракетно-торпедные НАПЛ ЦКБ "Рубин", сторожевой корабль проекта 20382 ЦМКБ "Алмаз", малый артиллерийский корабль проекта 21632 Зеленодольского ПКБ, -- начали создаваться еще до появления ОСК.
Также корпорации нужны средства для развития, ведь 8 млрд руб., выделенных в этом году ОСК государством по лизингу, не хватит на реализацию столь грандиозных планов.
Как пояснил "Времени новостей" заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Анатолий Котов, место для салона выбрано не случайно: "Почти треть представленных на салоне предприятий -- петербургские компании".
В целом салон признан успешным. Не из-за статуса организаторов (ими стали Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, правительство Санкт-Петербурга, ФГУП "Рособоронэкспорт") и не из-за громких фамилий их представителей. Просто в течение пяти дней павильоны "Ленэкспо" выглядели оазисом на фоне всеобщего кризиса. Каждый производитель, каждое КБ представляли новые современные разработки. Увы, подавляющее большинство не запущено в производство и пока лежит мертвым грузом.
Как заявил "Времени новостей" начальник департамента ВМФ ФГУП "Рособоронэкспорт" Олег Азизов, предприятие ведет плановую работу: "Я уже говорил на открытии МВМС-2009, что мы к этому мероприятию специально не готовились. Поэтому в рамках салона ничего не подписывали. Торговля же идет. Правда, основная масса -- это авиация и средства ПВО. Увеличивать объемы продаж военно-морской техники мы планируем через пять лет. Российские предприятия уже выполняют наши заказы -- дизель-электрические подводные лодки для Индии, патрульные катера для Вьетнама".
Генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко чувствовал себя одним из героев салона, поскольку разработанные "Алмазом" десантный корабль на воздушной подушке "Мордовия" (проект 12 322) и корвет "Стерегущий" (проект 20 380) произвели впечатление на потенциальных заказчиков. "Мы показали, что "Стерегущий" не просто корвет, а платформа, на которую можно ставить любое вооружение для любых целей. Мы провели переговоры с 17 делегациями из разных стран. Но никаких контрактов не заключили. Поскольку все подобного рода договоры идут через "Рособоронэкспорт". Тем не менее мне по-настоящему грустно, что салон закончил свою работу", -- сказал он "Времени новостей".
Остались довольны и зарубежные участники. Как рассказал "Времени новостей" советник группы компаний "Сафран" (Франция) в России Жан-Пьер Колен, это была хорошая возможность представить совместные разработки на широкое обозрение: "Мы производим навигационное оборудование для "Сухого", для "Микояна". И планы у нас большие. Жаль, что времени было мало".
Генеральный директор ЗАО "Морской салон" Михаил Золотарев посоветовал участникам не падать духом: "Мы потратили на проведение всех мероприятий порядка 70 млн руб. и не жалеем об этом. Салон состоялся, он стал традицией. И мы уже определили дату проведения следующего салона. МВМС-2011 пройдет через два года-- с 29 июня по 3 июля".
А главком ВМФ России Владимир Высоцкий напоследок обещал журналистам, что на МВМС-2011 будут представлены новейшие образцы техники и, возможно, те проекты, о которых удалось договориться на нынешнем салоне. Кстати, на МВМС-2009 встретились главкомы военно-морских сил восьми стран.
К сожалению, военные и коммерсанты держат результаты своих переговоров в тайне -- лишь уклончиво обещают, что когда-нибудь о них станет известно.

 

Директор проекта "Судостроение" ОПК Андрей Фомичев: "У России начинают появляться высококонкурентные "военные товары", отвечающие всем требованиям XXI века" - Известия, 02.07.2009

Прошедший в Санкт-Петербурге IV Военно-морской салон стал настоящим смотром достижений российских кораблестроителей и проектировщиков и позволил говорить, что 2007-2008 годы стали точкой отсчета новой эры в развитии ВМФ России. Крупнейшим участником салона стала Объединенная промышленная корпорация (ОПК), в которую входят основные предприятия судостроительной отрасли - "Северная верфь", Балтийский завод, конструкторское бюро "Айсберг". А настоящей звездой салона стал построенный на верфях ОПК корвет проекта 20380 "Стерегущий". В 2008 году он вошел в боевой состав ВМФ России. О значении этого события для отечественного флота и о перспективах военного кораблестроения корреспондент "Известий" Артем Островский побеседовал с директором проекта "Судостроение" ОПК Андреем Фомичевым.
вопрос: Андрей Борисович, в чем уникальность корвета "Стерегущий"?
ответ: Прежде всего проект 20380, к которому относится "Стерегущий", не является "перелицовкой" старых советских чертежей. Этот проект был разработан практически с нуля в Центральном морском конструкторском бюро "Алмаз" уже в новой России. В процессе конструирования корабля был внедрен 21 патент на изобретение и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. В корвете используются технологии "стелс", делающие его незаметным для средств обнаружения потенциального противника. Высокая автоматизация систем управления корветом и ведения огня позволяет сократить численность экипажа. Наконец, "Стерегущий" оснащен самым современным оружием в основном российской, а не советской разработки. Это вооружение, включая палубный вертолет, позволяет корвету успешно поражать надводные, подводные, воздушные и береговые цели, вести боевые действия в составе ударной группы или самостоятельно, в том числе против кораблей противника более тяжелых "весовых" категорий.
в: Каковы планы по дальнейшему строительству таких корветов?
о: "Стерегущий", разумеется, не единичный "продукт". Он является головным кораблем серии корветов проекта 20380. На верфях Объединенной промышленной корпорации размещен госзаказ на продолжение данной серии корветами "Сторожевой", "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий". Три корабля уже строятся и находятся в разной степени готовности.
Адмирал Владимир Сергеевич Высоцкий, главком Военно-морского флота России, сказал, что корветы морской зоны типа "Стерегущего" составят основу ВМФ России до 2030 года. По оценке руководства ВМФ, отечественному флоту необходимо несколько десятков новых корветов. Иными словами, сдача "Стерегущего" заказчику положила начало не просто серийному производству надводных кораблей в новой России, а крупносерийному производству.
в: А как выглядит корвет по сравнению с зарубежными аналогами?
о: "Стерегущий" - корабль уникальный по техническим и боевым характеристикам не только для российского ВМФ. У проекта 20380, по которому строятся корабли для ВМФ, имеется экспортный вариант - проект 20382 "Тигр". Он вызывает огромный интерес у инозаказчиков. По оценкам зарубежных специалистов, у кораблей проекта 20382 нет и в обозримом будущем не появится конкурентов в их классе на глобальном рынке вооружений. Поэтому экспортный потенциал корветов "Тигр" оценивается очень высоко - от нескольких миллиардов до двух-трех десятков миллиардов долларов.
в: Означает ли это, что Россия получит новые конкурентные преимущества на мировом рынке оружия?
о: Безусловно! До последнего времени в рамках военно-технического сотрудничества Россия поставляла зарубежным клиентам в основном добротное модернизированное оружие советской разработки. Конкуренты России за рубежом ожидали, что уже в следующем десятилетии потенциал модернизации будет полностью исчерпан. Тогда, по их представлениям, Россия начала бы терять партнеров по ВТС и постепенно ушла бы с рынка вооружений. Создание "Стерегущего" и разработка его экспортного варианта означают, что у Российской Федерации начинают появляться высококонкурентные "военные товары" для инорынков, отвечающие всем требованиям XXI века. Они не только обеспечат России сохранение ее нынешних позиций в глобальной системе торговли вооружениями, но, скорее всего, приведут к расширению роли нашей страны в глобальном военно-техническом сотрудничестве.
в: По каким еще направлениям работает Объединенная промышленная корпорация в сфере военного кораблестроения?
о: Предприятия ОПК на сегодняшний день являются флагманами оборонно-промышленного комплекса: они выполняют 75% программы надводного военного кораблестроения. За последний год, кроме "Стерегущего", ОПК передала в состав ВМФ РФ три корабля. В 2008 году Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) утвердила судостроительный завод "Северная верфь", входящий в ОПК, в качестве единственного поставщика корветов проекта 20380 и катеров проекта 21270. На сегодняшний день только это предприятие отрасли трижды включено в реестр единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Кроме того, верфи ОПК акцептованы Федеральным агентством по промышленности и "Рособоронэкспортом" по 10 направлениям военно-технического сотрудничества как потенциальный подрядчик по разным заказам и для разных стран.
Верфи Объединенной промышленной корпорации продолжают строительство для отечественного флота океанского фрегата проекта 22350 - "Адмирал флота Советского Союза Горшков", строят головное судно связи, катер спецназначения. Ведется серьезная работа и по линии военно-технического сотрудничества. В настоящее время производится модернизация нескольких кораблей для ВМФ Алжира. На прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Военно-морском салоне Владимир Сергеевич Высоцкий заявил о намерении государства заказать в этом году на верфях ОПК еще один фрегат.
в: Столь масштабные перспективы наверняка заставляют задуматься о модернизации и наращивании производственных мощностей...
о: По оценкам экспертов, России необходимо иметь около 70 надводных кораблей дальней океанской зоны. Уже сейчас верфи ОПК имеют достаточно мощностей для увеличения программы по государственному оборонному заказу как минимум в 3 раза. Несмотря на это, ОПК уже приступила к масштабной модернизации и расширению производств. Стратегической целью ОПК является создание современной, соответствующей мировым стандартам компакт-верфи, позволяющей выпускать весь продуктовый ряд крупнотоннажных морских судов дедвейтом до 300 000 тонн и военных кораблей практически любого класса. Специализация объединенной верфи в области гражданского судостроения - строительство наукоемких, технически сложных судов для обеспечения разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья с осваиваемых на континентальном шельфе нефтяных и газовых месторождений. Кстати, боевые корабли, построенные верфями ОПК, также могут быть задействованы в реализации шельфовых проектов: "Морская доктрина Российской Федерации" прямо возлагает на ВМФ ответственность за охрану ближней морской зоны, включая обширные районы российского шельфа.
в: Как видно, предприятия ОПК не страдают от отсутствия заказов. Однако некоторое время назад была информация, что по итогам 2008 года "Северная верфь" понесла убытки. С чем это связано?
о: Отраженные в бухгалтерской отчетности предприятия убытки носят технический характер и связаны с переоценкой обязательств в иностранной валюте, а именно кредитов российских банков. Это вызвано резким снижением курса рубля к доллару и евро. "Северная верфь" привлекает валютные кредиты для финансирования экспортных контрактов, и погашение кредитов будет осуществлено за счет поступлений валютной выручки. Однако ожидаемые поступления по контрактам не отражаются в отчетности и не переоцениваются. Поэтому при росте курсов валют в отчетности предприятия и возникает убыток.
в: А каковы перспективы финансирования кораблестроительного гособоронзаказа в нынешних непростых экономических условиях?
о: Максимально конкретно об этом сказал вице-премьер Сергей Борисович Иванов на недавнем салоне. По его словам, программа по созданию корветов и фрегатов в России активно воплощается в жизнь и будет в полном объеме профинансирована без задержек.

Версия для печати Версия для печати

Спонсоры
 

Подписка на новости