Организатор
 
Министерство промышленности и торговли РФ
     
При участии:

Министерство обороны РФ

Министерство иностранных дел
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Правительство Санкт-Петербурга

АО "Рособоронэкспорт"
   
 Устроитель:
 
ООО "Морской Салон"
   

развернуть

ПРЕССА ОБ IMDS-2007


ЖУРНАЛ «ВОЕННЫЙ ПАРАД», июль, август 2007 года.

МОРСКОЙ САЛОН: ГРАНИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Юрий Макаров, Александр Мозговой - специальные корреспонденты журнала «Военный парад», Александр Беляев - фото

Третий Международный военно-морской салон (МВМС) в Санкт-Петербурге собрал под свои знамена более 380 российских и зарубежных предприятий и организаций. Он отличался от двух предыдущих тем, что приобрел действительно международный характер. Если на первом салоне 2003 года присутствие иностранных компаний было скорее символическим, на втором - эпизодическим, то в нынешнем году зарубежные участники - прежде всего западноевропейские -были не просто гостями, но и важными действующими лицами выставочной деятельности. Это обстоятельство нельзя недооценивать, ведь подобные мероприятия устраиваются не только для демонстрации продукции, но и, главным образом, для установления и развития партнерских связей, подготовки будущих контрактов.
Представители известнейших немецких двигателестроительных фирм MTU и MAN не скрывали, что надеются на расширение своего бизнеса в России в связи с созданием Объединенной судостроительной корпорации и планами значительного увеличения объемов судостроительного производства в нашей стране. Скромный стенд Thales Netherlands B.V. имелся и на салоне 2005 года, но на нынешнем он занимал куда большую и заметную площадь. Руководители Северного проектно-конструкторского бюро и голландского отделения транснационального электронного и кораблестроительного концерна Thales договорились о сотрудничестве по ряду направлений, представляющих взаимный интерес. Протокол о намерениях эта фирма подписала с «Рособоронэкспортом». С Thales Netherlands B.V. выразили готовность взаимодействовать также специалисты Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз» и Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ). Как заявил один из главных конструкторов, радиолокационные станции, системы целеуказания и боевого управления этой фирмы он охотно разместил бы не только на экспортных кораблях, но и на тех, что поставляются Российскому флоту. «Это усилило бы конкурентную борьбу между производителями корабельной электроники и в итоге повысило бы качество поставляемой ими продукции», -отметил он.

Нередко российские и зарубежные предприятия показывали свои изделия на общих стендах. Так, известный производитель легких высокооборотных судовых дизельных двигателей - ОАО «Звезда», входящее в финансово-промышленную группу «Скоростной флот», устроило презентацию модельного ряда своей продукции вместе с новым партнером - итальянской фирмой CRM S.p.a. Motori Marini.
Наконец, появление у причальной стенки Морского вокзала северной столицы фрегата Bias de Lezo ВМС Испании еще раз подтверждает повышение интереса к питерской выставке со стороны других государств. Не формальное, а фактическое закрепление международного статуса салона чрезвычайно важно для его будущего. В этой связи вызывает недоумение «традиция» неучастия в салоне российских министров обороны и главкомов ВМФ. Трудно себе представить, чтобы главы оборонных ведомств и командующие национальных ВМС не появились на открытии, скажем, выставки Euronaval в Париже или LIMA на малазийском острове Лангкави. А у нас - запросто. Конечно, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин блестяще справились с официальной церемонией открытия салона, но дефицит соответствующих моменту VlP-nep-сон явно обескураживал.
Между тем о ренессансе отечественного судостроения говорится с самых высоких трибун. Известно также, что эта отрасль в 90-е годы «выгребла» и осталась на плаву исключительно благодаря экспортным заказам. Да и сейчас они играют не последнюю роль в экономике российского оборонно-промышленного комплекса. По словам генерального директора «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, на сегодняшний день в структуре военного кораблестроения России поставки на экспорт составляют 43 процента, а в объеме экспорта возглавляемой им компании - 40-50 процентов.

И на МВМС 2007 российские производители военно-морской техники не ударили в грязь лицом, продемонстрировав широкий ассортимент современных и перспективных образцов и технологий. Главным героем, несомненно, стал корвет «Стерегущий», прибывший на выставку прямо с испытаний на Балтике. Его проект 20380 разработан ЦМКБ «Алмаз», а сам корабль построен Северной верфью, входящей в Объединенную промышленную корпорацию. Еще до церемонии официального открытия салона состоялась презентация экспортной версии корвета - проекта 20382 «Тигр». Во время работы МВМС стало известно, что представители ВМС Индонезии заявили о намерении приобрести два корабля этого типа для своего флота. Их предполагается построить на испанских верфях, а оснастить оружием - на российских.
Пришло сообщение также о подготовке контракта «Рособоронэкспорта» с Венесуэлой о поставке ВМС этой латиноамериканской страны пяти неатомных подводных лодок (НАПЛ) проекта 636, более известных за рубежом под кодовым названием Kilo.

- Уже построено более 50 лодок этого типа для отечественного флота и зарубежных заказчиков, - отметил генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров. - Но ПЛ 636 проекта, которые мы строим сейчас, существенно отличаются от тех, что сходили со стапелей десять лет назад, Они стали еще более малошумными, получили современные средства боевого управления и обнаружения, а самое главное - мощное ударное оружие, которого нет ни у одной зарубежной субмарины аналогичного класса. Ракетами системы Club-S можно атаковать надводные, подводные и береговые цели. Несомненно, подводные лодки проекта 636 имеют значительные возможности дальнейшего совершенствования. Недавно мы с генеральным конструктором неатомных подлодок ЦКБ МТ «Рубин» Юрием Николаевичем Кормилициным рассмотрели некоторые направления наращивания боевого потенциала этих ПЛ, которые будут реализованы в ближайшее время.
В дни работы МВМС стало известно и об удачном испытании межконтинентальной баллистической ракеты «Булава-30», запущенной с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». БРПЛ, стартовавшая из акватории Белого моря, поразила цель на камчатском полигоне Кура. Как известно, ракеты этого типа комплекса Д-19М предназначены для вооружения новейших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения четвертого поколения проекта 955 «Борей» (разработчик - ЦКБ МТ «Рубин»), которые строятся сейчас на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске.

Конечно, РПКСН на салоне не показывают. Вообще «живых» кораблей в Гавани собралось меньше, чем в предыдущие годы. Доминировала продукция, разработанная ЦМКБ «Алмаз». Кроме «Стерегущего» это конструкторское бюро продемонстрировало пограничный сторожевой корабль «Алмаз» проекта 10410, построенный, простите за тавтологию, Судостроительной фирмой (СФ) «Алмаз» в Санкт-Петербурге. А алмазовские катера типа «Мангуст» разных модификаций постройки рыбинского завода «Вымпел» буквально заполонили маленькую бухту. Здесь были пограничный катер, модификация для МЧС и «Святая Ксения» - для питерского водоканала. «Мангусты» -наиболее массово строящиеся катера в России. Они быстроходны и манев-ренны. В ближайшее время появится вариант для Военно-морского флота. К ним приглядываются таможенники, по их поводу ведутся переговоры с зарубежными заказчиками. На салоне свои быстроходные и маневренные качества показывали также катер специального назначения ФСБ «Валентин Чуйкин» проекта А-125 разработки «АГАТ дизайн бюро» и постройки Морского завода «Алмаз», катер на воздушной подушке «Хивус» нижегородского предприятия «Аэроход», а также катера жестконадувного типа фирмы «Мнев и Ко».
Не увидели гости МВМС «буянов» -малых артиллерийских кораблей (МАК) проекта 21630 разработки Зеленодольского ПКБ и постройки СФ «Алмаз». Головной - «Астрахань» несет службу на Каспии, а первый серийный - «Каспийск» что-то задерживается на стапеле. Сроки его строительства уже значительно превысили те, что ушли на сборку головного, который, к слову, на сегодняшний день является первым и пока единственным «чисто российским» кораблем, построенным для ВМФ РФ в постсоветское время. Говоря о нем как о «чисто российском», мы имеем в виду то, что этот МАК был спроектирован, заложен, построен, спущен на воду, прошел полный цикл испытаний и вошел в состав ВМФ после 1991 года, тогда как все остальные надводные корабли и подводные лодки, введенные в строй за последние 16 лет, закладывались еще во времена СССР. Как стало известно на салоне, второй серийный корабль - «Махачкала» получит не дизельную, а газотурбинную энергетическую установку. На нем будет смонтирован первый российский корабельный ГТД М75РУ максимальной мощностью 7 000 л.с. производства НПО «Сатурн». Эту установку можно было увидеть на стенде этого рыбинского предприятия. 

А зарубежным заказчикам Зеленодольское ПКБ предлагает экспортную версию МАК проекта 21630 - ракетно-артиллерийские корабли проекта 21632 «Торнадо». В отличие от прототипа они могут иметь не только артиллерийское и зенитное ракетное вооружение, но и ракетное противокорабельное. Как рассказал главный конструктор проекта Яков Кушнир, бюро сейчас держит курс на гибкое проектирование кораблей на основе базовых платформ. Это позволяет гораздо оперативнее реагировать на конъюнктуру рынка и пожелания заказчиков. Так, на стенде Зеленодольского ПКБ можно было познакомиться с совершенно новой версией фрегата «Корсар». Он имеет интегральную архитектуру корпуса-надстройки, что существенно уменьшает радиолокационную заметность. Вооружение включает 16 (4x4) пусковых установок КРК «Уран-Э», три установки зенитного ра-кетно-пушечного комплекса «Пальма», одну универсальную 100-мм артиллерийскую установку АК-190Э, противолодочные торпедные аппараты и РБУ-6000 для противоторпедной защиты. У корабля - вертолетная платформа увеличенной площади и ангар для размещения двух вертолетов типа Ка-28. На практике такая «трансформная» концепция уже находит воплощение: на Зеленодольском заводе им. A.M. Горького для ВМС Вьетнама заложены корветы типа «Гепард-3.9» - модификация российского сторожевого корабля «Татарстан» проекта 11661 разработки ЗПКБ.

Зеленодольцы показали модели целого семейства легких корветов, созданных на базе широкоизвестного малого противолодочного корабля проекта 1124М «Альбатрос». Здесь и новый противолодочный вариант, и ракетный, и береговой охраны, и огневой поддержки, и со сменным вооружением. Они и по стелсовской архитектуре, и по вооружению далеко ушли от прототипа и внешне совсем не похожи на «прародителя». Но всем им почему-то присвоен тот же индекс 1124М и шифр «Альбатрос», что может помешать успешному продвижению на внешнем рынке, поскольку заказчики сочтут, что им предлагают корабли старого проекта. А спрос на них обещает быть значительным, особенно со стороны государств, чьи оборонные бюджеты ограничены.
По пути создания кораблей-транс-формеров идут проектанты и других российских конструкторских бюро. Это относится к тем же корветам «Тигр - Стерегущий» или фрегату проекта 12445 ЦМКБ «Алмаз». Последний водоизмещением около 3000 т изначально спроектирован в нескольких вариантах с разным составом оружия и вооружения, разными типами энергетических установок, но на единой платформе. То же можно сказать о кораблях Северного ПКБ. Ведь фрегаты с противокорабельным ракетным комплексом BRAHMOS, головной из которых был заложен для ВМС Индии на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде уже после завершения работы салона МВМС 2007 - не что иное, как вариант фрегатов проекта 11356, ранее строившихся для индийского флота на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Очевидно, аналогичный метод используют специалисты Северного ПКБ и при проектировании эсминца нового поколения для российского ВМФ.

Прагматичный подход к созданию перспективных образцов демонстрируют и создатели катеров военного назначения. Генеральный директор нижегородского Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е. Алексеева Сергей Платонов познакомил с моделью патрульного катера береговой охраны, разработанного на базе известного скоростного пограничного сторожевого корабля на воздушной каверне проекта 14230 «Сокжой». В отличие от прототипа с корпусом из алюминиевого сплава, в новом «пограничнике» используется сталь, что привело к увеличению водоизмещения со 100 до 120 тонн. Зато корабль теперь гораздо более приспособлен к плаванию в суровых дальневосточных водах. Комплектация ГЭУ предусмотрена в двух вариантах: с дизельной и газотурбинной силовой установкой. В первом случае скорость полного хода будет составлять более 40 узлов, а во втором превышать50. У ЦКБ по СПК есть модификация и ракетного катера на той же платформе.

Руководитель ЦКБ по СПК показал также новейшую разработку бюро - модель сверхскоростного катера семейства «Кобра». Такие катера водоизмещением от 2,5 до 49 тонн способны развивать скорость полного хода до 100 узлов, то есть более 185 км/час, причем отнюдь не на спокойной воде, а при полутораметровой волне. За счет чего это достигается? Пока секрет. Дабы не раскрывать «ноу-хау», днищевая часть у модели отсутствует.
- Наверное, от заказчиков отбоянет? - спрашиваем Сергея Платонова.

- Да, от зарубежных, - отвечает он.

- Наши силовые ведомства пока проявляют вялый интерес, размышляя, зачем им нужна такая высокая скорость. Но мы не хотим передавать новые технологии за рубеж, пока они не освоены в России.
Это трудно комментировать. Весь мир, борясь с террористами, пиратами и браконьерами, буквально «свихнулся» на достижении высоких скоростей катерами-перехватчиками, а мы пока «размышляем». Тут нельзя не вспомнить недавнее замечание первого вице-премьера РФ Сергея Иванова о том, что, к сожалению, отставание России по ряду направлений передовых технологий от других высокоразвитых государств продолжает увеличиваться. Порой мы сами обрекаем себя на такое отставание, не используя того, что имеем.

В числе направлений, по которым все увеличивается наше технологическое отставание, - корабельные воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ), в деле освоения которых мы когда-то были в числе лидеров. На МВМС лишь монография А.Н. Дядика, В.В. Замукова и В.А. Дядика, посвященная этим установкам, свидетельствовала, что в России вовсе не угас интерес к данному направлению корабельной энергетики. А ведь за скорейшее внедрение ВНЭУ, особенно на неатомных подводных лодках, ратуют промышленность и «Рособоронэкспорт».

- В советские времена финансирование перспективных разработок велось из бюджетов двух источников: Минсудпрома и ВМФ, - разъяснил нам руководитель «Адмиралтейских верфей» Владимр Александров. - Нередко взгляды этих двух ведомств не совпадали. Однако такое несовпадение отнюдь не означало закрытия той или иной рискованной инновационной темы. Отказывал флот - обращались в Мин-судпром и наоборот. А если работы продвигались успешно, то охотно помогали оба ведомства. Сейчас Минсудпрома нет. А флоту, судя по всему, не до воздухонезависимых установок. Ресурсов же самих предприятий не хватает.
Чем же объясняется отрицательное отношение руководства ВМФ к ВНЭУ? На первый взгляд, аргументы весомые. Во-первых, внедрение таких установок на НАПЛ заметно удорожает их. Во-вторых, необходимо создание специальной береговой инфраструктуры, что тоже недешево. В-третьих, использование ВНЭУ выдвигает повышенные требования к подготовке личного состава, то есть к морской культуре. А атомные энергетические установки безо всего этого могут обойтись? Нет, только стоят они гораздо дороже и для их утилизации необходима особая подотрасль атомной промышленности. Мы до сих пор перерабатываем реакторные отсеки, прибегая к зарубежной помощи. Поэтому, выдвигая подобные «весомые аргументы», мы лишь консервируем свое технологическое отставание.

Но хватит о грустном. На МВМС, как всегда, порадовали оружейники. Противокорабельные ракеты Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и КБ «Новатор», торпеды и мины Концерна «Морское подводное оружие», размещенные на открытой площадке, неизменно привлекали внимание посетителей. Впервые был показан не уменьшенный, а полномасштабный макет скоростной подводной ракеты «Шквал-Э». Также впервые Туламашзавод продемонстрировал 30-мм корабельную двух-автоматную артиллерийскую установку АК-630М-2 «Дуэт». Это дальнейшее развитие артустановок АК-630М и «Рой» с использованием в башне и кожухах стволов технологий stealth. «Дуэт», кроме всего прочего, может быть адаптирован к разным радиолокационным и оптико-электронным системам управления отечественного и зарубежного производства. Установка предназначена прежде всего для поражения беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения: низколетящих крылатых ракет, самолетов и вертолетов. Она может уничтожать малоразмерные морские и береговые цели, расстреливать плавающие мины. Темп стрельбы - 8000-10 000 выстрелов в минуту.
Широкую номенклатуру продукции демонстрировали на выстаке известные российские предприятия морской электроники: НПО «Аврора», КБ «Аметист», концерны «Моринформсистема - Агат», «Гранит - Электрон» и «Океанприбор», ЦНИИ «Электроприбор», ЗАО «Тран-зас», «Р.Е.Т. Кронштадт», ОАО «Горизонт» и другие. Их изделия пользуются спросом не только в России, но и все больше за ее пределами.
МВМС показал, что российская промышленность морских вооружений вступила в новый этап. Позади осталась пора выживания, когда предприятия ОПК находились на грани жизни и смерти. Теперь настала эпоха возрождения и накачивания мускулов. Все шире включаются отечественные КБ и заводы в международную кооперацию. Конечно, есть еще немало нерешенных проблем, а конкуренция на внешних рынках остра. Но все-таки в перспективу можно смотреть с оптимизмом. Только не стоит слишком увлекаться самолюбованием и выдавать скромные успехи за большие.




ФГУП "Рособоронэкспорт" - традиционный участник и спонсор Международного военно-морского салона (МВМС-2007) в Санкт-Петербурге
С 27 июня по 1 июля в выставочном комплексе "Ленэкспо" открыт третий Международный военно-морской салон "МВМС-2007". Традиционным участником и спонсором этой выставки является федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт".

Несмотря на свою недолгую историю, Санкт-Петербургский смотр уже вошел в тройку мировых лидеров среди военно-морских салонов как по числу участников, так и по количеству представленных образцов вооружения и военной техники.

Цель проведения этой крупномасштабной выставки - показ современных образцов военно-морского вооружения и техники, демонстрация экспортного потенциала предприятий российского оборонно-промышленного комплекса, укрепление делового сотрудничества с нашими постоянными зарубежными партнерами и установление новых контактов с потенциальными покупателями. Салон также призван содействовать дальнейшему развитию производственной кооперации с иностранными фирмами и налаживанию международного научно-технического сотрудничества в целях создания новых экспортных образцов ВиВТ.

Россия - всемирно признанный лидер военного судостроения. В стране действуют 160 предприятий, среди которых не только верфи, НИИ, КБ, но и заводы судового машиностроения, приборостроения и электроники. Здесь трудятся около 200 тысяч человек. Отечественный судостроительный комплекс может проектировать и создавать боевые корабли и вспомогательные суда всех классов, а также выпускать все виды военно-морских вооружений и технических средств. Высокий уровень развития науки, проектных и судостроительных технологий, солидные производственные мощности, высококвалифицированные кадры и большой опыт внешнеэкономической деятельности позволяют нашей стране удерживать ведущие позиции в мире по экспорту военно-морской техники и вооружения. За прошедшие полвека с начала поставок российской военно-морской техники за рубеж было экспортировано боле двух тысяч надводных кораблей основных классов, подводных лодок, ракетных и патрульных катеров, судов обеспечения, а также морского вооружения и береговых ударных комплексов. Так по экспорту катеров наша страна превзошла все крупнейшие судостроительные державы мира, в том числе таких лидеров как США, Великобританию, Германию и Францию.
Невозможно переоценить значение Санкт-петербургского международного военно-морского салона для укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества России с зарубежными странами в сфере вооружения и военной техники. Проведение двух первых выставок в городе на Неве позволило увеличить объем экспортных заказов на военно-морскую продукцию России примерно на 20 процентов - с 7 млрд. 900 млн. рублей в 2003 году до 9 млрд. 300 млн. в прошлом году.
На основании Указа № 54, подписанного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 18 января 2007 года, ФГУП "Рособоронэкспорт" стал единственным государственным посредником, осуществляющим внешнеторговую деятельность с иностранными государствами в отношении всей конечной продукции военного назначения. Новый статус позволяет повысить эффективность продаж, в том числе и военно-морской продукции.

На нынешнем салоне Предприятие демонстрирует своим иностранным партнерам широкую номенклатуру экспортной продукции военно-морского назначения. В виде макетов, моделей, информационно-справочных материалов и различных рекламно-имиджевых образцов, на стенде ФГУП "Рособоронэкспорта" представлено более сотни различных изделий предприятий российского судостроения.
Предметом законной гордости отечественных корабелов и повышенного интереса потенциальных зарубежных покупателей являются новейшие подводные лодки российского производства. Анализ конъюнктуры зарубежного рынка свидетельствует о том, что до 2015 года в мире может быть реализовано 30 - 40 таких субмарин. Экспортный потенциал России в этом секторе очень высок благодаря подлодкам проекта 636 и "Амур-1650", оснащенным интегрированной системой ракетного оружия "Клаб-С". Эти дизельные подводные лодки четвертого поколения отличаются высокой боевой мощью, большой скоростью и дальностью плавания.

Предлагаются на экспорт и крупные надводные боевые корабли, в том числе фрегаты, которые широко востребованы странами-импортерами. В этом секторе Россия продвигает корабли проектов 11356, 11541 и типа "Гепард 3.9". Они разработаны с использованием передовых технологий на основе хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации кораблей ВМФ России и способны нести разнообразное современное вооружение. В стадии испытания находится корвет проекта 20380 "Стерегущий". В нем воплощены все новейшие разработки в части корпуса и надстройки корабля, его вооружения и оборудования. Сейчас этот корвет, созданный для отечественного флота, проходит заключительную стадию испытаний. Он является новой яркой вехой в российском военном судостроении. Инозаказчикам предлагается современный корвет проекта 20382 "Тигр", корпус и надстройка которого создаются по технологии "стелс".
России принадлежит первенство в создании ракетных катеров, которые совершили революцию в военном деле, доказав, что малые корабли могут активно влиять на ход боевых действий. Рособоронэкспорт предлагает на экспорт поколение ракетных катеров типа "Молния". Российская промышленность разработала и совершенно новые варианты ракетных катеров проектов 12300 "Скорпион" и 20970 "Катран", которые в скором времени будут надежно защищать морские границы многих государств.
Используя воздушную подушку под днищем корпуса скегового типа, ракетный корабль проекта 1239 "Бора" способен развивать скорость до 60 узлов. Подобных аналогов в мире не существует.
Значительным экспортным потенциалом обладает самый большой в мире десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр", который может на скорости 60 узлов доставить боевую технику и личный состав усиленного батальона морской пехоты в полном снаряжении на значительное расстояние и высадить их на необорудованное побережье, непосредственно на сушу.

Россия первой в мире применила на практике механизацию днища кораблей малого водоизмещения. Формирование под корпусом воздушной каверны позволяет патрульному катеру проекта 14310 "Мираж" развивать скорость 50 узлов, уменьшить бортовую и килевую качку, а также удельный расход топлива.
Предприятие предлагает на экспорт широкий спектр патрульных кораблей и скоростных катеров различного водоизмещения и назначения, а также судов обеспечения для военно-морских сил, береговой охраны и морской полиции.

Промышленность России разрабатывает и создает не только современные проекты кораблей, катеров и судов всех классов, но и военно-морское вооружение для них.
В первую очередь это уникальные, не имеющие аналогов в мире, интегрированные ракетные системы "Club-S" для подводных лодок и "Club-N" для надводных кораблей. Ракетные системы предназначены для поражения надводных кораблей, подводных лодок и береговых объектов в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Ракета ЗМ-54Э имеет отделяемую сверхзвуковую боевую ступень, которая на конечном участке развивает скорость до 3 М и способна преодолеть современную противовоздушную оборону практически любого надводного корабля. Противолодочная ракета 91РЭ1 доставляет на дальность 40-50 км высокоскоростную самонаводящуюся торпеду для поражения всех типов подводных лодок. Крылатая ракета для поражения наземных целей ЗМ-14Э способна уничтожить любые береговые объекты в пределах досягаемости.

На базе этих интегрированных ракетных систем при максимальной унификации по аппаратуре и ракетам разработан многофункциональный мобильный береговой комплекс ракетного оружия "Club-M", который обладает теми же возможностями, что и системы "Club-S" и "Club-N", но способен наносить удары с берега.
Зенитный ракетный комплекс "Штиль-1" с вертикальным стартом является достойным преемником одного из лучших российских комплексов средней дальности. Высокая скорострельность и многоканальность комплекса, скорость, мощная энергетика, маневренность и новые принципы наведения ракеты позволяют обеспечить гарантированную безопасность корабля от атак с воздуха на дальности более 30 км.
100-мм корабельная облегченная артиллерийская установка А-190Э "Универсал" способна со скорострельностью 80 выстрелов в минуту поражать надводные и воздушные цели противника. На базе этой установки создан универсальный корабельный артиллерийский комплекс А-192-5П-10Э "Армат-Пума" калибра 130-мм.

Современные системы управления артиллерийским оружием типа "Пума" и "Ласка", построенные на новейшей электронной базе с использованием передовых российских методов математической цифровой обработки, позволяют осуществить высокоточное наведение артиллерийских снарядов на цель.
Российские корабельные системы управления типа ЗЦ-25Э и "Минерал-Э" позволяют обеспечить противокорабельным ракетам не только традиционное целеуказание до горизонта, но и загоризонтное: по пассивному каналу на радиоэлектронное излучение атакующих кораблей противника и активное, при наличии эффекта приводного волновода, на полную дальность стрельбы ракетами.
В области РЛС обнаружения надводных и воздушных целей новейшей разработкой является станция "Фуркэ-Э", прототип которой впервые вступает в строй в составе российского корвета проекта 20380 типа "Стерегущий". В РЛС "Фуркэ-Э" реализованы новейшие технические решения: плоская полуактивная ФАР на твердотельных передающих модулях с электронным сканированием пространства, цифровая элементная база и обработка сигналов, измерение 3-х координат целей. РЛС всепогодна и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

Эксклюзивным элементом береговой системы освещения обстановки является загоризонтная РЛС "Подсолнух-Э", которая обеспечивает мониторинг воздушного и надводного пространства в секторе + 120 градусов на дальности 300 км и более. Станция позволяет значительно сократить расходы на патрулирование этой же зоны кораблями и самолетами. Для защиты особо важных прибрежных объектов от проникновения подводных диверсантов предлагается магнитоакустическая станция "Комор-1", имеющая в своем составе электромагнитный канал, аналогов которому в мире нет.

Значительное место в деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт" занимает поставка инозаказчикам различных тренажеров. Использование современных достижений в вычислительной технике и визуализации позволили создать натурные модели кораблей, летательных аппаратов и вооружения, которые практически полностью имитируют движение судов, полет самолетов и вертолетов, боевое применение и эксплуатацию оружия. Эти тренажеры позволяют в береговых условиях повысить качество обучения личного состава, сохранить ресурс боевой техники и значительно сократить расход топлива.

Кроме поставок готовой продукции в военно-морской области ФГУП "Рособоронэкспорт" может оказывать широкий спектр сервисных услуг. Прежде всего, это обслуживание ранее поставленной техники с использованием передовых методик в области каталогизации и CALS-технологий, создание совместных предприятий - сервисных центров по обслуживанию поставленной техники, а также ремонт и модернизация ранее поставленной российской военно-морской техники.

Важное место занимает создание береговой инфраструктуры для базирования кораблей и катеров, эксплуатации поставленного российской стороной военно-морского вооружения.
Новый вид услуг - это проведение совместных научно-исследо¬ва¬тель¬ских и опытно-конструкторских работ по созданию современных типов кораблей и морских вооружений по требованиям иностранных заказчиков. Также осуществляется техническое содействие в создании и совершенствовании национальных предприятий военно-промышленного комплекса по освоению новых технологий в проектировании и строительстве кораблей, разработке и изготовлении военно-морских вооружений. И, наконец, на высоком уровне организуется лицензионное производство российской военно-морской техники за рубежом.
В своей внешнеторговой деятельности по военно-морской тематике ФГУП "Рособороэкспорт" строго соблюдает все существующие международные нормы и ограничения в области распространения вооружения и военной техники.

- Свое участие в Международном военно-морском салоне мы рассматриваем как важный этап в работе по укреплению позиций России на мировом рынке военно-морской техники и расширению взаимовыгодного ВТС с зарубежными партнерами, - считает глава делегации ФГУП "Рособоронэкспорт", первый заместитель генерального директора Предприятия Владимир Александрович Пахомов.

Источник: Пресс-служба ФГУП "Рособоронэкспорт"

 

СЕВМАШ: МОРСКАЯ ВИТРИНА РОССИИ


Arhperspectiva.ру, 03.07.2007
Северодвинск. ФГУП «ПО «Севмаш» удостоено диплома лауреата III Международного военно-морского салона (МВМС) в номинации «За лучшую выставочную экспозицию». Масштабная промышленная выставка прошла в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля. Об этом сайту ARHPERSPECTIVA.RU сообщили в пресс-службе предприятия.

Севмаш стал постоянным участником МВМС, с каждой выставкой увеличивая и совершенствуя экспозицию. Профильную продукцию предприятия - подводные лодки - все больше «теснят» гражданские проекты. В этом году на стенде помимо морских платформ, танкеров и яхт были представлены макеты наплавного энергоблока Кислогубской ПЭС и плавучего энергоблока атомной теплоэлектростанции. Первый проект, реализованный Севмашем в 2006 году, открывает дорогу промышленному строительству приливных станций в России, старт второго - дает новый импульс развитию атомной энергетики. Обе идеи вызвали огромный интерес у иностранных специалистов, и особенно у представителей китайской судостроительной корпорации.
Офицеры Министерства обороны Великобритании интересовались системами безопасной эксплуатации подводных лодок. Вопрос безопасной утилизации атомных подводных лодок интересовал представителя министерства обороны США. Экспортным проектам, дизель-электрической подводной лодке класса «Kilo» и авианосцу, повышенное внимание уделили делегации командования ВМС КНДР и Главного штаба Морских сил самообороны Японии. Почетными гостями нашего стенда стали представители ВМС Испании.
Одним из центральных мероприятий МВМС-2007 стала презентация ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», которая к 2009 году будет сформирована на основе государственных активов. Советник Президента РФ Александр Бурутин рассказал о структуре этой мега-компании, ответил на проблемные вопросы журналистов. Тема очень актуальна и для Северодвинска, где создается один из трех национальных Центров судостроения и судоремонта.

«Проблема в том, что предприятия Севмаш, „Звездочка" и „Арктика" традиционно ориентированы на военное кораблестроение, - отметил Бурутин. - А корпорация создается с задачей развивать гражданский сектор экономики. Мне понятна обеспокоенность жителей Северодвинска, связанная с акционированием градообразующих предприятий. Наша главная задача не осложнить социальную обстановку в городе».
Северодвинск и Севмаш нередко упоминались в речи советника Президента РФ (и, возможно, будущего главы ОСК). Речь шла о проекте сооружения сухого дока на территории завода, а также перспективном строительстве современного авианосца для ВМФ России.

Как сообщил заместитель главкома ВМФ Михаил Захаренко, в ближайшие годы начнется проектирование этого корабля.

Сегодня экспортное судостроение в России на пике. Если в 2006-2007 годах объем военно-морского экспорта составил 4 млрд. долларов, то вскоре этот показатель достигнет 6 млрд. В числе потенциальных продаж «Рособоронэкспорт» в первую очередь называет подводные лодки. А значит, иностранцы не зря присматриваются к Севмашу.


В ПЕТЕРБУРГЕ ПОЯВЯТСЯ АВИАНОСЕЦ И ПАМЯТНИК АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ

АНН, 02.07.2007, Нина Астафьева


В северной столице завершил свою работу III международный военно-морской салон. Простые петербуржцы, как всегда, могли посетить российские боевые корабли - за деньги, и полюбоваться выступлениями «Русских витязей» и «Стрижей» - бесплатно.

Выступления пилотажных групп были слышны из нескольких районов города, а видны - только когда это позволяла погода, ибо облачность в те дни была низкая. На выставках были представлены все разработки, имеющие отношение к судостроению, судовому вооружению, морской авиации и системам навигации и управления.
Как заявил на итоговой пресс-конференции глава «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров, в ходе салона обсуждались возможные контракты с представителями как минимум десяти государств. «Адмиралтейские верфи» и ЦКБ «Рубин» будут строить танкеры, газовозные суда, суда технического обеспечения и другие гражданские суда.

Военные корабли тоже не останутся в стороне - но о них судостроители распространяться не стали. Всего в выставочном центре были представлены 383 фирмы, в том числе почти вся российская «оборонка», 28 иностранных компаний и 50 делегаций из 44 стран. Правда, количество кораблей, принимавших участие в салоне, сократилось в два раза: в 2006 году их было 19, в этом - только 8.
Первыми явились российский корвет «Стерегущий» и испанский крейсер Blas De Lezo. А открытие салона началось с презентации корвета «Тигр». Самым крупным итогом салона стало соглашение о намерениях между ФГУП «Рособоронэкспорт» и фирмой «ТАЛЕС». Эта фирма лидирует на рынке электронных систем в оборонной и воздушно-космической областях.

Кроме того, в ходе проведения военно-морского салона стало известно о том, что в Кронштадте скоро появится памятник святому апостолу Андрею Первозванному. Там же будет воздвигнут 50-метровый маяк, у подножья которого и появится статуя. Уже известно, что монумент будет построен по проекту заслуженного художника РФ, ректора академии художеств Альберта Чаркина. Он победил в конкурсе, где всего участвовало 22 скульптора.

 

РОССИЙСКИЕ ЭКСПОРТЕРЫ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДКОНТРАКТНОЙ РАБОТЫ НА ВОЕННО-МОРСКОМ САЛОНЕ В ПЕТЕРБУРГЕ
СПБ-ТАСС, 02.07.2007, Екатерина Калинина, Юлия Андреева
Российские экспортеры морской техники удовлетворены активной предконтрактной работой в рамках 3-го Международного военно-морского салона, завершившегося накануне в Санкт-Петербурге
"Мы значительно продвинулись в вопросах предконтрактной работы по многим направлениям, которые, несомненно, принесут средства в казну", - отметил на пресс-конференции по итогам МВМС-2007 советник гендиректора ФГУП "Рособоронэскпорт" Иннокентий Налетов. "По предварительным оценкам, результаты этого салона выше, чем двух предыдущих". Он напомнил, что в рамках салона подписаны контрактное соглашение о строительстве корветов для ВМС Индонезии и меморандум с международной электронной группой "Талес" о сотрудничестве по созданию военно-морских систем. С этой группой заключил соглашение и один из ведущих российских экспонентов салона - Северное проектно-конструкторское бюро
В МВМС-2007 приняли участие около 400 российских и иностранных экспонентов, с разработками которых ознакомились официальные делегации из 44 стран. "Салон набирает обороты. Можно констатировать высокую оценку проведения этого салона иностранными участниками и специалистами. Очень важно, что на каждом салоне выставляются значимые экспортно ориентированные образцы российской техники", - отметил начальник управления судостроительной промышленности Федерального агентства по промышленности РФ Леонид Стругов

Военно-морской салон, ориентированный на специалистов, стал ярким зрелищем и для горожан, которые смогли осмотреть экспозицию в павильонах "Ленэкспо", на открытых площадках и в акватории Финского залива перед выставочным комплексом, где были представлены разработки подводного и надводного кораблестроения, оружие и вооружение, системы навигации, новые материалы и технологии. Петербуржцы увидели также выступление пилотажных групп "Стрижи" и "Русские витязи", ставшее традицией петербургских военно-морских салонов.

 

НАТО ЗАИНТЕРЕСОВАЛОСЬ ПЕТЕРБУРГОМ

Restate.ру, 02.07.2007
На минувшей неделе в нашем городе работал III Международный Военно-Морской салон
В течение пяти дней в павильонах выставочного комплекса "Ленэкспо" в Гавани, на прилегающей акватории Финского залива, артиллерийском полигоне "Ржевка" и даже в небе демонстрировались достижения оборонно-промышленного комплекса России и зарубежных фирм.

Гостями и участниками салона стали более трехсот предприятий и организаций России, 50 делегаций из 44 государств, что значительно превосходит показатели предыдущих салонов. При этом вырос и статус делегаций, многие из которых возглавили министры обороны, главнокомандующие, начальники главных штабов ВМС государств, командующие флотами, руководители подразделений военных ведомств.
Впервые в салоне принял участие представитель Североатлантического военного блока - руководитель группы морских вооружений НАТО Джованни Романи (Giovanni Romani). Также впервые у причала Морского вокзала бросил якорь военный корабль страны-участницы блока - фрегат ВМС Испании "Блас Де Лезо".
У причалов встали восемь российских военных кораблей. Над акваторией Финского залива у выставочного комплекса в день торжественного открытия и в день закрытия салона свое мастерство продемонстрировали пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи", выступающие на боевых истребителях МиГ-29 и Су-27.
Участниками экспозиции МВМС-2007, которая разместилась на площади более 12 000 кв. метров, стали свыше трехсот отечественных предприятий и 65 зарубежных фирм. При этом 25 процентов экспонентов выставки (более 90 предприятий) - представители Санкт-Петербурга. Это еще раз подтверждает тот факт, что наш город не случайно выбран местом проведения Международного Военно-Морского салона. Вот уже более трех веков он остается морской столицей, крупнейшим центром судостроения и морской науки России.
Традиционно тематика петербургского салона охватывает все этапы создания кораблей и морских вооружений: кораблестроение, судостроение, энергетические установки, оружие и вооружение, морскую авиацию, системы навигации и управления, инфраструктуру обеспечения, новые материалы и технологии. Большое внимание уделено приборам и электронным компонентам, различному комплектующему оборудованию, информационным технологиям, сопутствующим консалтинговым, финансовым и страховым услугам.
Организаторы нынешнего МВМС-2007 стремились прежде всего продемонстрировать такую продукцию, которая имеет экспортный потенциал и может заинтересовать потенциальных заказчиков. К примеру, корвет "Стерегущий", который в ближайшее время войдет в состав ВМФ России. Спроектированный и построенный на берегах Невы, он воплотил в себе лучшие характеристики кораблей своего класса и, несомненно, станет гордостью отечественного флота. Его экспортный аналог с условным названием "Тигр", по мнению специалистов, наверняка, заинтересует потенциальных заказчиков.
Девиз салона - "Через сотрудничество - к миру и прогрессу" определяет одну из главных его целей - способствовать развитию деловых контактов, налаживанию международной научной и производственной кооперации.
По мнению заместителя руководителя рабочей группы по обеспечению проведения III Международного Военно-Морского салона, председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексея Сергеева, количество участников, их состав, статус, сам формат салона и уровень его мероприятий позволил участникам сделать новые шаги по продвижению своей продукции. А самому салону как международному мероприятию - уверенно подтвердить свое положение в тройке мировых ведущих военно-морских выставок.

Версия для печати Версия для печати

Спонсоры
 

Подписка на новости